Практичные жители Западной Сибири в первой половине XIX века не стали ждать милостей от природы и Рссийской империи и подвели под тайные желания вполне явную базу.
Небольшая цитата из монографии про сибирские города:
"Поскольку многие общественные должности требовали постоянной работы, в городах Западной Сибири практиковался наем лиц теми горожанами, которые не хотели обременять себя выборной службой. В Таре мещанин АЛ. Мантабаров более 20 лет постоянно служил за себя и других лиц на различных должностях самоуправления. В 1821 г. тарский мещанин И.М. Нмчинов, избранный бургомистром, просил освободить его от должности в связи с необходимостью отлучиться из города, но "дабы обществу сделать уважение за таковое почтительное назначение" просил допустить к должности нанятого им Мантабарова. В 1824 и 1827 гг. в Таре по найму замещались должности словесного судьи, сборщика поземельных денег, сборщика податей, смотрителя городовой больницы. К середине XIX в. в Тобольске наем лиц для выполнения выборных должностей был насколько широко распространен, что авторы "Статистического описания губернского города Тобольска" включили в бюджет горожан в числе расходов специальную графу - "на должность". Размер оплаты был связан со сложностью занятий и важностью должности. (...)
Практика замещения выборных должностей другими людьми путем найма не имела официального признания со стороны государства. Чтобы привести юридические нормы и практику к общему знаменателю, ялуторовское гражданство в 1847 г. обратилось к властям с ходатайством, но МВД отклонило его".
(А.И. Куприянов. Русский город в первой половине XIX века: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995. С. 29-30)
(Наивные люди ялуторовцы! Им что, в 1847 году некому растолковать было?! Ведь было, очень уже было кому...)
...я, помнится, сильно удивилась, когда выяснила, что у Анненкова была в Тобольске некая официальная должность - он по ней назван, например, когда выступает крестным отцом сыну князь-Шурика. (Кто представляет себе Анненкова "который 40 минут пересаживается с одного стула на другой ((с) добрые товарищи) среди непуганных тобольских чиновников? Не я!)
Потом где-то мелькнуло, что, во-первых, должностью его "угодили" родственники, а во-вторых, за него как раз кто-то и служил. (Так что за должность можно быть спокойным...)
И наверное, персонажи, которые идут служить сами, хотя могли бы и не, воспринимаются либо как бедные, либо как чудики.
И кстати, интересно, насколько на эту ситуацию с замещениями влиял тот факт, что самые образованные (в том числе юридически) люди в этих краях - очень часто ссыльные?...
P.S. Да, песня про колокольчики и бубенчики к Сибири отношения не имеет. Подцеплена в одной экспедиции - мы ее пели при выезде на работу;-)