Все-таки эта часть Сибири - это еще и сибирские татары, хан Кучум, "кучомовы дети" и их потомки. (Ежели кто читал мега-опус Мышей с критикой Киянской (или саму Киянскую, тоже пойдет) - помните всем должного князя Александра Сибирского? Вот, его славные предки жили аккурат здесь, и деньги не занимали, а приходили и так брали!)
Словом, на повестке дня - мечети (и еще пара объектов как раз "вокруг" хана Кучума, имеющих отношение к теме лично его и сибирских мусульман вообще). Причем в данном случае "Тюмень - Тобольск" - это действительно описание того отрезка, НА котором (а не в крайних его точках) располагается большая часть виденного на эту тему...
А часть в программу не входила, но из любопытства ловилась снимками на проезде мимо или сильно издали - ну, и выглядит соответственно. Но все равно предлагается вашему вниманию, ибо интересно.
Как и с вертепами, часть вступительная.
Тюмень, вечер первого дня, мы приехали к Троицкому монастырю. Оттуда открывается хороший вид на заречную часть города, запечатлеть его целиком никак не удается, потому что в придачу к спешке и дубняку еще и сумерки - но что это такое любопытное там вдали за рекой видно, неужели мечеть?
Натурально, мечеть - благо, заречная слобода она же и татарская:
Похоже, современная и любопытной архитектуры. Мы потом проезжали мимо, но именно что мимо, а не рядом. Интернет говорит, что это Тюменская соборная мечеть 1997 года постройки.
А потом мы выехали из города, вокруг случилась абсолютно плоская Западно-Сибирская низменность, где большую часть дороги - солнце, снег и порой перелески, а села разделяют вполне конкретные километры, а порой, кажется, и километров 10 и больше. Зато и села немелки.
И вот мы приехали в село Ембаево, смотреть на тамошние мечети (их там 2 в разных частях села).
Кстати, Ембаево основано бухарцами - то есть не местными татарами, а выходцами из Бухары, которые занимались в том числе торговлей с теми краями. И, как отдельная общность, вполне присутствуют в записях ревизий по тобольской губернии - наряду со "староясашными татарами", например.
Мечети 1874 и 1883 года, построены по проектам... утвержденным Синодом, звучит странно, но для Российской империи и ее бюрократии - совершенно логично!
Поэтому если присмотреться, то можно обнаружить архитектурные элементы, которые в те же 1880-е (это - более поздняя из мечетей) вполне могли появиться и на православных храмах в рамках псведо-русской стилистики, например.
Собственно, там была построена не одна мечеть, а еще и всякий комплекс вокруг, с училищем (там и сейчас медресе)и разными хозяйственными постройками.
И все они, соответственно, памятник архитектуры 1880- годов. Даже вот эта, судя по виду, восстановленная из очень руинной руины конюшня:
А вот вторая мечеть Ембаева, несколько более ранняя. Очень похожий проект, только она не оштукатурена, а тоже очень нарядно сделана из двух цветов кирпича:
У дома напротив нас облаяла местная собака, а когда на нее нацелились фотоаппаратами - бодро полезла под калитку. Лаз там уже был отполированный, видимо, регулярно используется!
С Ембаевым почти впритык стоит село Тураево. В нем тоже есть мечеть, но современная, так что сфотогафирована мимо едучи:
Похоже, за образец брали две ембаевские, но неизбежно упрощали.... от чего минарет приобрел вид, похожий на шпиль костела!
Еще один объект-с-мечетью переехал на финальный день нашей поездки, там, по порядку, я их и покажу.
...на следующий день, осваивая тобольскую Подгору, местную мечеть мы тоже проезжали мимо, но речь про нее была.
Когда-то все Подгора была местной татарской слободой, а потом русское население постепенно оттесняло их в самый мокрый приречный ее угол - за Абрамовский мост и речку Абрамовку.
Здесь вообще живут в те поры самые небогатые и непритязательные жители Тобольска. Для меня это тоже было очень любопытное место - собственно, Александр Барятинский и братья Бобрищевы-Пушкины (веселая компания из сумасшедшего, чахоточного и гомеопата-религиозного философа), будучи зимой 1841 года выгнаны хозяйкой предыдущей квартиры на улицу, срочно ищут себе новую, и находят именно там, за мостом.
Вот он, мост:
Видите шпиль за двухэтажным домом? Это она и есть, тобольская мечеть.
Вполне историческая, 19 века. По преданию, местный татарский купец построил ее после того, как при торговле с какими-то хантами или манси выкупил у них за бесценок котел, в котором они готовили еду, не имея в виду, что он золотой.
Ну, предмет из золота, который обычно таким не бывает - это очень популярный мотив в какой попало легендарике, включая современную (нас в Гнездове спрашивали, не ищем ли мы золотую карету) - но, думаю, эта история в ярком художественном образе выражает вполне вероятный факт, что купец на этой торговле озолотился... И то, что на вырученные деньги еще и мечеть построил, ему однозначно в плюс.
...и основное множество объектов в историю татар и бухарцев поместилось в последний день - обратную дорогу из Тобольска в Тюмень.
И для начала - как раз то, что не мечеть.
Утром (но уже после Завального кладбища и дико морозного Междугорья мы приехали в Абалацкий монастырь.
Оттуда открывается очень развесистый вид на долину Иртыша, это вот только часть того, что видно:
И хорош он не только сам по себе (еще на нем, кстати, виден храм в селе Преображенка, куда мы потом тоже поехали). Видите вот тот темный овраг, еще до храма?
Говорят, именно из него впадает в Иртыш явно невеликая водная артерия (и не факт, что непересыхающая) - ручей Сыбыр... Тот самый, по которому, получается, получила имя вся огромная Сибирь.
А также - расположенное ровно на ручье городище - столица хана Кучума, тоже Сибир, он же Искер, и он же Кашлык (так что могла бы быть не Сибирь, а Искерия какая-нибудь....от Кашлыка так вообще не соображу, что бы образовать!)
И вот после Абалака мы погрузились в автобус и поехали туда.
(В самом Абалаке сзади монастыря есть какое-то деревянное нечто для туристов, вроде "крепость хана Кучума" - но мы проехали мимо, да и и зимой она, видимо, не особо работает - и о ней не будет речи в нашей саге).
Собственно, сам Искер присутствует на месте, как бы сказать, в остатках. Большая часть останца, на котором он был, давно обвалилась в речку - и это совершенно нормальная, как я понимаю, ситуация в тех краях: в Тюмени вот самый старый собор восстанавливали не только заново, но и вообще в новом месте (далеко от старого, в жилом районе) - потому что старое место уже не на месте, а в реке Туре.
Вот вид примерно в обратном направлении - с берега за остатками Искера куда-то в сторону Абалака:
В общем, Кучум - это где-то тут. Несколько энтузиастов из нашей группы предприняли было попытку дойти до собственно Искера - но осознали, что только утонут в сугробе и повернули.
Кстати, заворачивая к Искеру, мы проехали какую-то недостройку за забором. Я было решила (по опыту Подмосковья), что это чья-то понтоваря дача... Но говорят, что это мавзолей хана Кучума. Но оно пока правда недостроено и похоже на дачу, а вот что там совершенно точно есть:
Несколько таких каменных столбов (похожих на постамент памятника или часовню-столб) с надписями, например:
Как говорит нам Дикий Академик, "Астана — в Сибири место захоронения или местность, где ранее находился мавзолей исламского миссионера или местного мученика за веру".
И получается, эти захоронения почитались довольно давно и довольно давними, с 12 века, то есть примерно вскоре после того, как тюрки начинают расселяться на этой территории и вытеснять финно-угров.
Вот небольшая заметка про Астану Искерскую: http://safe-rgs.ru/2840-iskerskaya-astana-mavzoley-sheyhov-na-gorodische-isker.html
И вот скажу я вам, сравнивая фото: а зимой-то, пожалуй, вид куда интереснее!
А вот снова два села, расположенных почти впритык, в паре километров друг от друга: Сабанаки и Иртышатские Юрты. Они немного сбоку от нынешнего шоссе, зато, как я понимаю, на старом тракте, именно через них шел он раньше из Тобольска за переправой через Иртыш, и те, кто по нему шли или ехали, их не миновали...
Иртышатские Юрты.
Исходная мечеть была 1840-х годов, деревянная, как и теперь. Как я понимаю, она почти разрушилась, и в процессе восстановления ее практически перебрали заново - но, похоже, вполне сохранив старую форму
Это раньше проектов от Синода, это местное самостоятельное решение вопроса "как сделать из избы мечеть?"
Рядом (как и в Тураеве) памятник погибшим в войне, тоже глубоко самодельный, но зато с очень осмысленным лозунгом "Они были простыми смертными":
А это Сабанаки, если по старому тракту, то чуть ближе к Тобольску. Тут применили другой оригинальный прием - обложили старую деревянную мечеть кирпичом. Он чего она стала напоминать уже не избу, а современный кирпичный сельский дом:
Вон, посмотрите какое крылечко:
На выезде на новое шоссе в чистом западно-сибирском поле стоит стела с арабской и русской надписью и гербом:
Похоже, отмечает, какие мурзы тут раньше жили.
Километров 30 по шоссе, дело откровенно к закату - а мы приехали в село Тоболтура.
Виды местности там совершенно патриархальные, радость писателя-деревенщика.
Только вот местная специфика, по которой я прозвала эту часть фотографий "Вот моя деревня, вот мой минарет".
В оригинале здесь была "самая старая каменная мечеть за Уралом (1864 г.)", но ее, тоже, похоже, постигла переборка или обкладка снаружи:
Ну, задача "как сделать из кирпичного сарая мечеть" теперь тоже качественно решена. (Подозреваю, опять же с определенным подобием тому, что было.)
Вечереет, все над той же долиной Иртыша ложатся длинные-длинные тени...
...уже почти заканчивается последний из четырех дней поездки с "Неизвестной провинцией", и мы, побродив немного по снежной целине, возвращаемся к нашей "Газели".
...это далеко не все, что можно рассказать об этой поездке, но как ни странно, самое для меня "тематическое", ради чего мы сорвались именно в Тобольск и окрестности... об этом, думаю, надо рассказывать за компанию с товарищами. А вот две подборки под кодовым названием "местная специфика" я вам таки притащила.
Как обычно, несколько большое картинок: https://fotki.yandex.ru/users/aiya-maitimo/album/245219/?
На аватарке - тоже Тобольск, обелиск Ермака, памятник аз 1839 года, который интересующие меня люди тоже вполне могли уже видеть...