(Да, нагло тащу картинки из закромов Любелии!)
Есть в Эрмитаже такая штука - часы "Павлин". Я про нее неоднократно слышала, и мимо не раз пробегала, правда, на то, как их время от времени заводят, не попадала. Но читала, как оно бывает - штука английская, отремонтированная обратно до рабочего состояния тем самым Кулибиным, давно и прочно стоит в Эрмитаже, павлин двигает крыльями и головой, сова тоже головой вертит, и белочка там что-то делает, - а вокруг еще дерево с веточками-цветочками и даже грибы в количестве...


И все было хорошо, пока меня не заинтересовал простой вопрос...
- НО КАКИМ МЕСТОМ ОНО ЧАСЫ?!? Почему-мне много лет в голову не приходило, что что-то тут не так, и заводной павлин и прочие звери, и даже неподвижные, но красивые веточки-цветочки ("пищеварительные и детородные органы растений"(с) - изззвините, это из вчерашнего "Ниггля", в общем вырвалось) - в общем, все это несомненно произведение механического и ювелирного искусства - но время никак не показывает!
Интересно было бы, кстати, узнать, это я одна так забыла поинтересоваться, где там стрелки, - или нет?
В общем, загадывать читателям загадки у меня не никогда не хватает терпения, ответ будет припрятан тут, хотя если кто сначала (буде не знает) придумает свой вариант, а потом поделится, совпало или нет, будет очень интересно!
Так вот, когда я полезла выяснять, оказалось, что и правда, ни птички-зверюшки, ни веточки-цветочки время не показывают, я нигде циферблат не пропустила.
...А вот грибочки (и стрекозы) - вполне показывают. Точнее, один из грибов, наиболее крупный и более темный по цвету. (На общем виде, если знать, что искать, он вполне виден).

То есть роль стрелки играет неподвижная стрекоза, а в отверстии видны цифры от двух вращающихся полос - с часами и с минутами. И они, если часы заведены, с течением времени меняются...
А дальше следует,так сказать, историко-культурный комментарий, он же та самая г.ч. ("глюколовская часть") всякого доклада;-), он же "на любую тему о".
В общем, цветочками и грибочками я заинтересовалась несколько лет назад не просто так, взявшись выяснять.... где происходили дворцовые допросы декабристов.
Так вот, в общем и целом, за вычетом самых ранних, ровно по следам 14-го (эти были, насколько я помню, в личных комнатах Николая I на тот момент - это сторона, выходящая на Адмиралтейство, обстановка так сейчас не сохранилась, там экспозиция русского искусства) и за вычетом почему-то Павла Пестеля (Эрмитажная библиотека - у нас, кстати, есть картина с видом ее ровно на 1826 год!), остальным дворцовые допросы достались в Малом Эрмитаже. А это штука довольно узкая, и парадный зал в ней в общем-то один... тот самый. И часы "Павлин", как я понимаю, как встали там с конца XVIII века, так и стояли.
И кого допрашивал Левашов, тех можно было и в коридоре (что упоминается) - а вот лично император - все-таки не в коридоре, будь он хоть бы и Эрмитажный.
В общем, строго говоря, я не знаю. Еще несколько разного вида комнат (в том числе под названием кабинетов) там тоже есть. Может быть, события разворачивались и там.
Но меня теперь не оставляет картинка. Условно говоря, "к павлину" (ну т.е. в Малый Эрмитаж) допросы благополучно переехали как раз к тому времени, когда туда стали привозить товарищей из Южного общества. (И за что Павлу досталась библиотека - не знаю. Может быть, с такой важной персоной император хотел побеседовать сразу, как привезут, даже ежели ночью, не дожидаясь утра? Библиотека к его личным покоями куда ближе, чем Павлин.)
А если это юг, а не Петербург, то везут долго - но быстро, климат по дороге, мягко говоря, не очень дружелюбный - многие приезжали довольно-таки больными (или просто растрясло, или еще и простудился по дороге). И вот стоишь ты такой... душевный и качественный с дороги, в голове неведомо что, а император на тебя, может быть, орет (он, в общем, по-разному эти встречи обустраивал, разные подходы пробовал... но и орал в том числе) - и уж во всяком случае, каких-то определенных ответов требует... Глаза бы на него твои не смотрели (потому что с ответами, особенно определенными - беда.) Ну и смотришь в сторону. А там это... произведение ювелирного искусства. Птички, веточки... грибочки. А на самом большом грибочке... это... цифры написаны - и меняются. Ну все, подумаешь тут, наверное, - до свидания, моя крыша, вот ты и уехала, мне уже грибы зашифрованные послания показывают...
В общем, лично в моей голове я эту красочную сцену пристраиваю лично Барятинскому, - а вообще-то теоретически подойдет, считай, любому приезжальцу с юга.
Вот такие, гм, часы.