?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Древнегреческий анекдот про жителей какого-то города, про которых была куча анекдотов - по поводу их непроходимой глупости: некто, покупая на рынке двери, спрашивал "А они - на юг?"

Так вот. Я залезла в свою папку "Тематическая музыка", и поняла: процентов... ну на 85 точно эти двери - точно на Юг. Ну, или уже именно и бесповоротно в Сибирь. У меня еще почти нет музыки, ассоциирующейся с северной части истории 1825 (и до, и далее) года...
И они необязательно должны быть именно по тексту "про то". Качмарский вот - явный и безусловный Юг, например, хотя он - о своем, но вот даже не удивительно.
Предложения принимаются.
(а большинство *тематических* песен мною, увы, только слышаны, но в записи как-то не попадались...)

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
aywen
Nov. 23rd, 2018 07:15 am (UTC)
Очевидное, наверное. Галич. Городницкий - "Около площади" совсем про то, но и другой 19 век.
Земсков - уже Сибирь.
helce
Nov. 23rd, 2018 02:52 pm (UTC)
Эмм.. Ну, хочешь, краковяк из сборника Recueil de danses favorites de Saint Petersbourg 1820? ;) Или мазурку Марии Шимановской 1825 г: :)
kemenkiri
Nov. 23rd, 2018 02:55 pm (UTC)
Определенно хочу!
helce
Nov. 23rd, 2018 03:01 pm (UTC)
Куда тебе послать? :)
kemenkiri
Nov. 23rd, 2018 03:57 pm (UTC)
На kemenkiri@gmail.com присылай!
odna_zmeia
Nov. 23rd, 2018 04:13 pm (UTC)
Мазурка Марии Шимановской - это же знаменитая штука, конечно, мы ее хотим!
helce
Nov. 23rd, 2018 04:18 pm (UTC)
Послала Мыши. :) Могу тебе тоже переслать.
А чем она знаменита, расскажи. Я знаю, чем она знаменита у нас. :) Притом, она еще и не одна.
odna_zmeia
Nov. 23rd, 2018 04:32 pm (UTC)
Мария Шимановская на тот момент времени очень известная исполнительница (и притом женщина, там каждая женщина, у которой имя в музыке, уникальна). И ее вещи популярны, это такая примета времени.
Больше я не рискну что-то прибавить, надо будет при случае спросить Раису, я все-таки в истории музыки довольно-таки пень.:)
А чем у вас, теперь ты расскажи.:)
Если не перегрузит почту, пошли и мне тоже, пожалуйста: nsokoloffa // mail.ru
helce
Nov. 23rd, 2018 04:46 pm (UTC)
Отправила.
Собственно, кроме того, что я написала в письме, мне нечего особенно добавить интересного для историка. У нас эти мазурки известны тем, что это самые "правильные" и характерные мазурки для середины 20-х годов, на которые приходится издание книги Людвига Петровского. И что ноты Шимановской издавались и были известны и России. Следовательно, если реконструкторы хотят танцевать "наше все" мазурку Петровского, то лучше всего делать это под музыку Шимановской. ;) Именно эта музыка предназначена для распространенных тогда "немецких" кадрилевых мазурок.
odna_zmeia
Nov. 23rd, 2018 05:11 pm (UTC)
Спасибо, оказалось очень интересно, причем гораздо живее аутентичных кадрилей, ноты которых находила Мышь.






helce
Nov. 23rd, 2018 05:36 pm (UTC)
А какие ноты Мышь находила? У меня есть французские и немецкие кадрили позднего ампира, они очень даже живенькие и веселые.
odna_zmeia
Nov. 23rd, 2018 06:17 pm (UTC)
Я не вспомню, я думаю, она сама напишет. Мне они казались очень однообразными. Живенькими, да, но монотонными, для нашего восприятия скорее бедноватыми. Но это, конечно, вкусовщина,:) слышим-то мы все по-разному.:)
helce
Nov. 23rd, 2018 06:49 pm (UTC)
Ну, если сравнить мазурки Шимановской, скажем, с мазурками Монюшко, Глинки, Чайковского, написанными в том же 19 веке для опер ;), они тоже покажутся весьма однообразными, скучными, неспешными и даже, как сказал мне один поляк по время репетиции к польскому балу "да это вообще не мазурка". ;)

Кстати, это реально момент, с которым было трудно. Если люди вообще знают
хоть что-либо о мазурке, то у них в голове мазурка из "Ивана Сусанина" или "Евгения Онегина" или какая-нибудь народная, сочиненная в ХХ веке. Когда пытаешься объяснить, что бальные мазурки были совершенно не такие, что эта мазурка да, веселая, забойная, "с характером", но только вот длится она две минуты, а танцевать под нее от 30 минут до двух часов невозможно, потому что сдох бы даже сам И.И. Сосницкий - люди либо не хотят этого понимать, либо глубоко разочарованы.
odna_zmeia
Nov. 23rd, 2018 06:55 pm (UTC)
Да, это сложно объяснить - что не только танцы не такие, но и музыка для них другая (и люди другие, и думают они иначе, и танцуют вот так, в частности, потому что думают иначе).
Чего я сама для себя так и не понимаю - как танцевать мазурку от получаса до двух, вообще вот этот танец как роман в стихах, когда еще и схемы нет, а это именно импровизация. То ли все-таки объяснений внятных не хватает, то ли и правда здесь лежит различие менталитетов, которое не преодолеть.
/А вообще я очень хотела бы посмотреть на вас с Анджеем в мазурке. Понятно, что когда у тебя все наладится с коленом, но я правда давно об этом мечтаю./
helce
Nov. 23rd, 2018 07:07 pm (UTC)
А что именно не понимаешь? Как это организовывалось и происходило тогда? Это я могу рассказать. Или с точки зрения современного человека не представляешь, как можно получать удовольствие и не заскучать?

Хи-хи, у нас чуть ли не лет десять назад на мероприятии в библиотеке была показательная мазурка. Чисто показательная, сценическая, на три пары, под быструю музыку - "Пахиту". И ведущая сразу после выступления что-то рассказывала-цитировала про мазурку и авторитетно заявила залу: "Вот представляете, наши предки во время этого танца успевали объясняться и делать предложение!" Фейспалм! Я чуть не упала со стула, услыхав это. А человек вроде как в теме был, из наших.
aywen
Nov. 23rd, 2018 07:49 pm (UTC)
Да, очень интересно, как происходило вот это общение в танцах.
helce
Nov. 23rd, 2018 09:06 pm (UTC)
Кавалеры, планировавшие танцевать мазурку, приглашали дам. Нередко еще до бала. Когда объявляли мазурку, то в зависимости от размера зала, иногда делали круг из стульев в середине. И туда садились только участвующие в мазурке. Насколько мазурка будет живой, веселой и интересной, во многом зависело от распорядителя - кавалера, который ею дирижировал.

Начиналась мазурка общим кругом всех пар и турсюрплясом перед своими местами. После чего все садились, а первая пара начинала фигуру. Сохранились в немалом количестве рекомендации по дирижированию мазуркой и списки фигур. Как правило, все фигуры были на две и более пар и подразумевали выбор, элемент игры. Ведущая пара выбирала себе "ассистентов" из общего круга, и они все вместе что-то танцевали. После общей фигуры всем кавалером нужно было обязательно мазурочным променадом сопроводить дам, с которыми они танцевали, на их места, и сделать с ними турсюрпляс в конце. Так что было немало возможностей показать свою технику и мастерство. И легкость, и ловкость - некоторые фигуры предполагали довольно хитрую траекторию.

Сами по себе фигуры не слишком длинные. Но каждую заданную первой парой фигуру потом должны повторить все пары в круге по очереди, тоже сперва выбрав себе "вспомогательные" пары. Затем распорядитель предлагал следующую фигуру. Те пары, которых в данный момент не выбрали, сидели и ждали своей очереди (иногда довольно долго) и - тадамм! вот именно - общались! В это время как раз объяснялись и делали предложения. Разумеется, никоим образом не во время танца, а спокойно сидя рядышком. ;) До соседних стульев достаточное расстояние, в зале музыка, гул. Это все создает иллюзию уединенности, но при этом никакого неприличия - пара у всех на глазах, включая маменек и тетушек.

Скучно ли? Ну,жизнь в 19 веке была куда более неспешной. чем сейчас. Мы привыкли к такому потоку информации, что попади мы в 19 век, стали бы сходить с ума от скуки не только на балу, но и во всяких других ситуациях. А им - ну, этикет предписывал умение вести светскую беседу. Особенно это касалось кавалера - это ему вменялось в обязанность болтать обо всем на свете и занимать барышню (или даму). А если не может - фе!
Ну, а если между кавалером и дамой симпатия, то уж точно от процесса ожидания скучно не будет.

Остается открытым вопрос, как они объяснялись, если в принципе любого человека из круга могли в любой момент выбрать для фигуры? Я думаю, что вряд ли люди, которым нужно очень серьезное объяснение, выяснение и разъяснение на целый час длиной, выбирали именно такой вариант. :) Наверняка в этом случае искали обстановку поспокойнее. ;) Вопреки мнению некоторых библиотечных тетушек, мазурка или котильон были для наших предков далеко не единственным способом поговорить кавалеру с барышней. ;) А когда достаточно нескольких фраз - вполне можно и на мазурке. Ну, и наверное, многое зависело от тактичности других танцоров - могли не беспокоить пару, занятую проникновенным разговором. ;)
aywen
Nov. 24th, 2018 11:31 am (UTC)
Спасибо! Да, так проще представить.
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow