Но ни тайное общество (ладно, состоял/не состоял - хотя бы "знал про"!), ни разговоры на плодотворную тему о цареубийстве ему в процессе следствия привязать не удалось. Да, был 12 декабря у Рылеева, а 13 у Оболенского, а про тайное общество - нет, ничего не слышал! А Михаил Бестужев - да, говорил о конституции, но я все равно ничего не подозревал, я думал, что он - энтузиаст, каких много в Петербурге! (Я чем дальше, тем больше убеждаюсь, что тогдашнее значение слова "энтузиаст" дивно близко к "на голову хале"...) А на площадь вышел как телохранитель Государя, в соответствии с инструкцией для караульных! Какого государя? Константина Павловича, конечно!
(И кто тут "энтузиаст"?..)
...но Бенкендорф, похоже, решил, что никогда не поздно еще раз попробовать.
А возможно, его еще и разрядная комиссия попросила, пришел, допустим, Сперанский и спросил доверительно - ну и за что я буду вашего князя-рюриковича осуждать? За пьяный дебош?
И вот в деле Щепина-Ростовского после сборки показаний о нем, после записки о силе вины, *16 июня* появляется вопросный пункт. (Напоминаем нашим радиослушателям, что следствие в общем и целом закончилось к середине мая...)
Вот, мол, Александр Бестужев говорит, что вы 14 декабря кричали: "Ура, Константин! К черту конституцию!"
(Проверьте себя, дорогой читатель - взяли бы вас в следственный комитет по делу декабристов.
Какой вывод можно сделать из этого тезиса - что Щепин любит Константина больше конституции? Что он вообще товарищ незагрузный и ему лишь бы поорать, так что и правда - нафига такое сокровище в тайном обществе?
Неееееет...)
"Когда и от кого именно узнали Вы о намерении Тайного Общества ввести в России Конституционное правление и для сего воспользоваться случаем отречения Государя Цесаревича, а вместе с тем известно ли вам было, что предполагалось употребить противу Царствующего Государя Императора и Августейшей фамилии?
В противном же случае готовы ли Вы утвердить отрицание свое от вышеозначенных слов на очных ставках с Александром Бестужевым?"
Вот даже не знаю, что тут сказать.
...Но нет, не прокатило все равно. Щепин накатал немалого размера ответ и опять ото всего отперся - ну, кроме того, что орал он именно то, что процитировали, а из того и вытекало, что никакая конституция ему не сдалась (вообще логично;-), - а солдаты его роты и вовсе кричали "Ура, да здравствует Император Константин и Императрица Супруга Его", и эти возгласы, заключает он, "доказывают, за что я шел".
(...По-моему, они доказывают, что анекдот про жену Константина Конституцию с немалой вероятностью зародился где-то ровно в том углу площади, где бегал и орал Щепин...)
Но он все равно поехал на каторгу и в первом разряде. Ибо какая разница, на самом-то деле.