(или немного историй про *просто каких-то людей*)
Я уже писала в журнале сем про уловившегося (и очень интересно!) Щепиллу и неулавливающегося - вроде бы совершенно синонимичного по исходным данным - Кузьмина (двух офицеров Черниговского полка, которые восстания не пережили).
Ну так вот, сидя в октябре в Питере и конкретно в РГИА я, натурально, продолжила забрасывать удочки по обеим адресам. С абсолютно тем же результатом: по Щепиллам прибыло еще интересного, а по данному конкретному Кузьмину - решительно ничего!
...но когда мимо меня плывет любопытная, даже если довольно левая информация, я часто просто не могу удержаться от того, чтобы ее тоже не побрать. Не спрашивайте, зачем - информация же мимо плывет, берем!
(В студенческие годы я однажды, чтобы пообщаться со знакомым с географического, поймала его на маленькой перемене, которые у них бывают посреди пары. Времени не хватило, у меня было "окно" - и я, чтобы договорить после, осталась на вторую половину пары и... законспектировала ее. Очень того товарища, помнится, удивив. Кстати, до сих пор помню, о чем была та лекция: о понятии границы.)
Ну так вот, у меня была стратегия, которая могла ничего не принести (что и сделала), а могла и подкинуть что-нибудь.
Я говорила, что дел дворян Кузьминых неисчислимое множество, и водятся они чуть не по всем губерниям. А мы про "нашего" знаем ровно то, что он Анастасий Дмитриевич и у него есть деньги;-)
Он, кстати, вообще не обязательно дворянин по происхождению, но все-таки в это время в офицерах каких нибудь "мелких и мельчайших" дворян, пожалуй, больше, чем выслужившихся из нижних чинов и неведомых сословий. Хотя они есть. В том же полку - Трухин, аж майор, а кабы не восстание - пошел бы в офицеры и фельдфебель Михей Шутов.
Но если я смотрю дела по всяким дворянам, можно и дворян Кузьминых пошерстить, только придумать какой-нибудь фильтр.
Ну, я и придумала - посмотрела по адрес-календарю Дмитриев Кузьминых, примерно годящихся нашему Анастасию в отцы по времени и при этом - служащих где-то в провинции, посмотрела, в каких их губерниях нелегкая носит - и позаказывала дела Кузьминых из этих губерний, причем не слишком позднего года подачи документов.
(С годом, указанным в описи, тоже в целом "все сложно"(ТМ), но это тоже был род фильтра для ограничения объема.)
В общем, ни один Анастасий Дмитриевич мне не обрыбился.
А пролетело мимо довольно много отдельных Кузьминых из четырех, что ли, губерний. Друг другу определенно не родственников.
И вообще если было у них что общее - что, похоже, нет какой-то одной, древней и благородной фамилии Кузьминых, еще с глубин Средневековья состоящей в дворянстве... А есть совершенно разные товарищи, разных образом (то в гражданской, то в военной службе) выслуживающие себе дворянство.
Ну, или не выслуживающие - там ведь есть и дела формата "бумаги подали, а утвердить не утвердили" (что и происходит у Щепилл, причем процесс тянется 30 в буквальном смысле лет!).
И вот что, например, можно увидеть.
*Один Кузьмин*.
Воронежской губернии Кузьмин. Рядовой, Филипп Антонович, "из приказных служительских детей г. Задонска вольнооопределяющийся", 26 лет ему на 1822 год. То есть в исходнике там что-то мелкое и служилое примерно в тех же местах еще с конца XVII века; батюшка его, соответственно, где-то в гражданской службе штаны протирал, а этот решил, что он лучше строем и с песней. Сам решил, заметим. Видимо, учитывая годы, на патриотическом подъеме, потому что с 1813 г. Впрочем, с боевым опытом там как-то не сложилось, зато "под городом Вертю был на ревью", это
Да вот беда, это не единственные его, гм, заслуги по военной части!
Приказ по 1 армии, "за третий побег из службы и снос казенных вещей... наказан шпицрутеном через 1000 человек 2 раза".
Ну, что можно сказать хорошего? Что после 2 тысяч ударов он точно жив - и даже достаточно здоров, чтобы подать документы на дворянство. (Пришла мысль: да я знаю, зачем! Дворяне-то телесным наказаниям не подвергаются! Правда, это не повод заниматься сносом казенных вещей во дворянстве - разжалуют и все равно накажут.)
Но по делу как-то не видно, дали ли ему за такие заслуги дворянство... Возможно, и нет.
Но не то что это в принципе невозможно, вот например -
*Другой Кузьмин*
Пензенской губернии, поручик Матвей Кузьмин сын Кузьмин. Дело 1844 года.
То есть фамилия у него совершенно явно по отчеству, и неудивительно, в службу товарищ попал явно не на началах самоопределения, а по рекрутскому набору, из крестьян той же Пензенской губернии. Попал в пехотный полк.
И.... соответственно, - во все возможные походы на этом отрезке времени. Кампании 1806 и 1807 (это с Наполеоном), потом русско-турецкая война (1808 и 1810), к 1812 году он унтер-офицер, за Отечественную войну и заграничные походы проходит от Бреста до Парижа. К 1824 году - прапорщик, а в марте 1826 году "уволен от службы за раною подпоручиком" с мундиром и жалованьем. То есть, опять-таки и с дворянством, для которого тогда достаточно выслужить офицерский чин. (Позднее ставки начинают повышаться по чинам, и так нужное звание и, соответственно, дворянство полжизни бегает от поэта Афанасия Фета, который родился до брака у помещика Шеншина и иностранной девицы: только он доберется до нужного чина, а ценз уже повысили!).
Поселился Матвей Кузьмин в той же Пензе... а женился, подозреваю, еще несколько раньше, потому что у него уже в декабре 1826 рождается первый сын, а через два года - еще один.
И вот в 1844 году, видно, когда дети подросли и пора их куда-то определять, он и подает документы насчет дворянства - и вполне их получает. И так бывший крепостной в самом деле становится офицером (пусть не в больших чинах и небогатым) и дворянином.
Бывает и так