Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Category:

О состоянии господских крестьян (и вообще)

Утро доброе, лето красное, девять с половиной градусов тепла, а я сижу и читаю например такое:

"...нельзя не заметить, что мнение утверждающих рабство противным вовсе уму и унижающим природу человеческую, кажется слишком пристрастным. Взяв за образец небольшое общество, называемое семейством, мы найдем в нем великое сходство с рассматриваемым нами предметом. Оно также состоит из повелевающих и повинующихся. (...) Равномерно и общество гражданское невдруг достигает совершенства. Бывает время, что часть членов его находится в состоянии подобном детству; и пока государство не достигнет той степени совершенства, что действия всех членов его не могут уже поколебать общественного порядка, до тех пор рабство и власть господ необходимы. Власть сия заменяет часть власти полицейской в государстве: она управляет поступками рабов, направляет их к общей цели и обуздывает неуместные порывы".
Из кн.: Грибовский Михаил. О состоянии крестьян господских в России. Харьков, 1816. С. 1-3.

Михаил Грибовский, "доктор обоих прав", библиотекарь Генерального штаба, член Союза Благоденствия, доносчик на него же, впрочем, поскольку - еще ровно на Союз Благоденствия, то (по крайней мере на тот момент) это осталось без последствий, похоже... В общем, лапочка. И человек определенно образованный, как мы видим, не с печки упавший. Книжку посвятил Аракчееву.

В общем, душевный такой штрих к менталитету эпохи. И к любимому нынешнему вопросу "почему они не освободили своих крестьян?". ....потому что мы спрашиваем из нашего времени, а они живут в своем, где прогрессивное мнение может выглядеть в том числе так. Потому что непрогрессивное выглядит примерно следующим образом: "А чё не так?" (с поправкой на прононс эпохи)...
Tags: культурный контекст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments