Одна из веток выходит из дворовых баронов Черкасовых, у которых в тех краях конный завод. Эти бароны не забывают своих бывших владеемых и потом, когда те уже вольные, и дочь их вышла замуж в Рузе, они им детей крестят... и вообще местные бароны Черкасовы производят очень здравое впечатление. Дворовых у них, кстати, реально мало, семьи 3 + пара-тройка одиночек, хотя они не только бароны, но и со средствами(а то всякое бывает...). Это тоже показатель здравости.
В общем, такая очередная человеческая история.
Вот еще одно ее ответвление. В ту самую Рузу выходит замуж дочь некой дворовой Анисьи (отец у нее тоже есть, вполне законный, но не о нем сейчас речь). Так вот у этой Анисьи есть несколько братьев, один, лет на девять ее старше - Михаил. Родился он где-то около 1810 года.
А потом в одной из ревизских сказок появляется запись - "убит в 1839 году черкесами".
Казалось бы, все логично - взяли в армию, послали на Кавказ...
ИЛИ НЕТ. Потому что в ревизской сказке нет заветной фразы "отдан в рекруты", а это для нее фраза очень важная - с такого человека уже подать не возьмешь, он в другом сословии - в солдатах.
Ага, думаю я, а вот у него хозяин-то - полковник и кавалер Петр Иванов барон Черкасов, может, он на Кавказе воевал и взял с собой слугу, а тому и не повезло?
Пытаюсь вопросить интернет о военной карьере г-на Петра Черкасова, но, похоже, ничего заметного он не навоевал... зато - примерно основное, что про него знает интернет - привлекался. По делу декабристов, ага. Освобожден с оправдательным аттестатом, впрочем. А вот брат его... Да, вот тут-то до меня доходит: что этот Петр Иванович не просто *какой-то родственник* декабриста Алексея Черкасова (Тульчин, квартирмейстерская часть, один из тех дивно здравых юношей), а прямо-таки родной брат.
И если про карьеру Петра без (бутылки) РГВИА, думаю, не выяснишь, заносило ли его на Кавказ, то вот про Алексея мы совершенно точно знаем, что с 1838 года он - именно там. (После Березова и Ялуторовска.)
И вот закрадывается ко мне могучее подозрение, что не с Петром Иванычем там скорее всего пребывал и сгинул этот Михайла... А с его братом.
Что, заметим, еще добавляет в копилку адекватности баронов Черкасовых: тогда мы видим, что брат не забывает брата и вполне делится с ним тем, чем сам владеть может, а вот брат, лишенный дворянства и пока его обратно по чинам не выслуживший - уже и еще нет.
Хотя девице Анисье и ее родне от этого, наверное, ничуть не легче.
...в общем, что могло пойти не так, как Мышь, начав генеалогией, обнаруживает себя сидящей над справочником "Декабристы" с мыслью, что надо, когда в ГАРФ станет легче прорваться, заказать дело этого Петра Иваныча и подумать о том, точно ли он был ни при чем или хорошо прикинулся веником?.. Да вот так.