Category: путешествия

Category was added automatically. Read all entries about "путешествия".

nakopala

...и поля ананасов

Итак, пока архивы гуляют (одни совсем, другие - по вечерам), Мышь читает книжки (и распечатки) - и то, что оттуда вылезает, ничем не хуже. Пара примеров ровно от вчерашнего дня.

* Все, что вам нужно знать о густоте и умопостигаемости родственных связей Муравейника.
Примечание к публикации неких писем (Муравьевых про Муравьевых):

"Иван Матвеевич Муравьев старший - сын Матвея Артамоновича Муравьева младшего".
И, чтобы картина была полной, нужно добавить, что совершенно верно и обратное (хотя не сформулировано там так же афористично) - что Иван Матвеевич Муравьев младший, в свою очередь, является сыном Матвея Артамоновича Муравьева старшего!

Причем два Матвея Артамоновича - *родные* братья (старший - собственно, автор тех самых мемуаров). Не знаю, как у них так получилосьCollapse )

* "Как часто под ясным небом Бразилии я отдыхал в тени Лимонных и Апельсиновых рощ, между тем как взоры мои наслаждались видом полей, покрытых Ананасами".

Collapse )
belka

Новгородская Версалия (или еще что-то о Муравейнике)

Итак, я читала мемуары Матвея Артамоновича Муравьева (старшего, кажется – их два родных брата с одинаковыми именами-отчествами) – в общем, отца Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола.
Из сего вылезает эн разных сюжетов - в частности, я решила выяснить, где же в Новгородской губернии находилась его усадьба, которую он периодически упоминает.

Процесс выяснения произошел вчера (вместо того, чтобы лечь пораньше и выспаться перед выездом на экскурсию, натурально) – а теперь вывешивается на всеобщее обозрение, хотя предмет его, возможно, и узкоспециален;-)

Collapse )
Мыщер

О странном

* Ходила в небольшой теплой компании смотреть в кинотеатре показ отрывков из немецкого спектакля "Фауст".
Лучше всего ЭТО характеризует, наверное, фраза дамы-искусствоведа, комментировавшей показ: "К сожалению, нам не показали финал. В финале Елена убивает Мефистофеля и Фауста алжирским флагом".
(Уточняю: спектакль не алжирский, режиссер и актеры - тоже. Это немецкий спектакль, он ставил проблему французского колониализма в Алжире.)

* Планы на игровой сезон: 1, 2, 15, 18 и 21 тома "Восстания декабристов";-)

* Из характеристики достопримечательностей города Ишима:
"Памятник сибирской женщине, прошедшей пешком от Ишима до Санкт-Петербурга просить у Императора помилования сосланному в Сибирь отцу. Памятник является символом символ паломнического туризма. "
Сурово они - про туризм...
Мыщер

Вторая армия: нескучная жизнь

...В эту опись я вообще не собиралась смотреть. И в пару соседних. Но что поделаешь, если описи изданы до революции печатной книжкой, а после революции они (как та генеральская задница у Ильфа) начали самостоятельное существование... То есть стали СИЛЬНО разными фондами. Посмотреть которые разом мне бы в голову не пришло. В общем, я искала документы времен зарубежных походов, я пытаюсь найти что-то про старшего брата князь-Шурика (у меня одна толковая зацепка - орден за конкретное нетиповое сражение, значит, ищем наградные листы)....
....Но почему-то ко мне с неизбежностью выходила Вторая армия, и ее знакомые и условно знакомые лица.

И понимание, что даже в мирные тульчинские (и бессарабские!) времена скучно им не было.

"О драке офицеров квартирмейстерской части ... (несколько условно знакомых фамилий) ...с кишиневскими дворянами .... (несколько молдавских фамилий". Стенка на стенку ходили? На базаре подрались??

"Об оскорблении ночным обходом.... пехотного прапорщика Гана"(*)

((*) Кстати, будьте внимательны с этим словом! В одном частном письме начала XIX в. попалось мне что-то вроде: "Как оскорбила меня кончина брата Дмитрия..."
То есть в буквальном смысле - привела в скорбь, более слабый синоним - "опечатила".
Но прапорщик Ган вряд ли именно опечалился... хотя едва ли обрадовался, думаю!)

"Допрос начальника литографии, чиновника 9 класса Войны [это фамилия!] о видении в Тульчинском доминиканском костеле в полночь 5 декабря 1824 в образе ксендза, совершающего мессу".

Это все - в одном деле, про военно-судные дела. Ну, первые два - натурально туда... Но вот что там делает третье? Г-н Война был так встревожен видением, что натворил что-то подсудное? (бил стекла в соседних домах??)

И кстати же. Монастырь в это время уже не действующий (там потом Павел сидит под арестом), а вот действующий ли костел? В итоге он преобразуется в православную церковь, но это могло случиться и позже, при Николае I (и часто случалось), а какой-то костел на этот момент в Тульчине точно есть, его упоминают. Ладно, допустим, костел действует. Но в полночь там явно нет службы... и почему-то есть г-н начальник литографии... Вопрос о том, много ли он принял с друзьями до того и после, остается открытым...

Когда у меня образуется некий просвет в более обязательных делах, я непременно это закажу.
belka

Некоторое количество Осташкова

Это очень небольшой фрагмент из поездки, на которую мы с товарищами пропали на все майские праздники...

Никогда не виденный мной раньше город Осташков - зато о нем много случилось слышать...

Снято в процессе знакомства пробегом - и зачастую бегом за группой товарищей. И это, кажется, заметно - вропчем, также мне кажется, что другие ощущения - это солнце сквозь листья, тишина, город среди воды, мелкий барочный монастырь не перешейке между ними и лесистым островом - это, может быть, в кадр тоже попало.

Несколько кадров остальное - тут: https://fotki.yandex.ru/users/aiya-maitimo/album/237332?
Collapse )

Добавления могут последовать - преимущественно котами.

P.S. И вытряхнуто из того же фотоаппарата;-) - сегодняшняя картинка, имеющая отношение к "Петровскому"
http://la-garde-1826.livejournal.com/126851.html
what is

Культурный контекст. Рокотов и немного странно.

Хочу записать странное свое впечатление.
В прошедшее воскресенье я выдала себе пинка и пошла, в числе прочей культурной программы, в Третьяковку на выставку Рокотова, дабы не прозевать ее совсем.
Результат своеобразен.
Видела, например, - с большим интересом! - 4 гравюры Кампорези с видами Москвы, живьем. (Они иллюстрировали как дополнительный материал "московский период" Рокотова).
Видела стулья из усадьбы Барятинских Марьино (да-да, той самой, курской).

...и отчетливо, надо сказать, увидела, как-то впервые, что Рокотов - не "моё". По крайней мере, он пишет как-то не про то, про что я сейчас смотрю.
Я высматриваю людей-в-истории, - и вот я гляжу на рокотовских полутуманных дам, задаю им вопрос - "А какая ты?" и не получаю ответа. Я не понимаю, какие они в жизни. Вот эта, интересующая меня, индивидуальность, проглядывает буквально в паре женских портретов, но обе дамы - пожилые.

И вот что интересно - сейчас этот полутуман воспринимается, по-моему, как такая даль веков, сквозь которую на нас смотрят _оттуда_. Но ведь это не эффект старения картины (как бывает с темными полотнами), они и при написании были примерно такие же! И я гадаю - так что же имелось в виду _тогда_? Что-то вроде "я вся такая загадочная"?

И вот что еще интересно - раньше в голову не приходила такая мысль. Видимо, потому, что никогда не видела столько Рокотова сразу. Видишь одну туманную даму, думаешь - ну, может, она такая и была, кто знает? А тут они все такие...


Выставка интересно организована, особенно раздел про усадьбы. Выделены серии - ну, или где-то хоть по одному портрету - "из усадьбы такой-то, таких-то". Подобран вид усадьбы и справка про нее и хозяев (жаль, не везде пишут про современное состояние! Подозреваю, оно часто неутешительное...). Очень интересный момент, когда есть серия портретов - как-то сразу дает некоторый объем семейству и усадьбе, о которых речь.
Кстати, среди усадеб с интересом наблюдено несколько известных мне (Кузьминки, Дубровицы, то же Марьино Барятинских)... а также одна, уже посещенная с "Неизвестной Провинцией", и одна, грозящая нам буквально первым объектов в тверской поездке!
Тоже неожиданно. И приятно. И тоже - придает объем.
Так что сходила явно не зря, хоть и с самим Рокотовым как-то странно вышло.
polden

Короткий текст о разном

Понятия не имею, почему до сих пор не перевесила это здесь.
Текст про Арду... и не про Арду тоже.

Земли Полдня

Здесь мы жили. Я прохожу по пустым залам и коридорам и не знаю: они мне снятся - или я, уже несуществующий, снюсь им?
Вот здесь на огромном столе чертежной всегда было много карт - и чертились новые. Мы любили этот мир и хотели узнать его как можно ближе.
Здесь за общим столом сходились не только для обеда, но и для мудрых разговоров - посреди мира, где многие вокруг говорили только о текущих заботах - и хорошо, если добрых.
Здесь, в библиотеке, было столько книг - они манили нас, хотя на много дней пути вокруг нашлось бы мало книгочеев...
Даже самое солнце, кажется, сияло ярче в те дни, когда мы жили под этими сводами. Неужели оно растратило свой жар - и бледнее светит теперь тем, кто пришел нам на смену? Или мы, покинувшие этот мир, не видим полноты его сияния?
...Да, сияние столь яркое, наверное, и не может быть долгим. Но пока длился этот бесконечный полдень, казалось, не было и мысли о том, что он не вечен.
Мы хотели изменить этот мир к лучшему - и не сберегли даже себя.
...над входом еще видны следы надписи: "Да пребудет вечно обителью свободных и добродетельных". И каждый из нас, вступавший под нее, верил, что сумеет не посрамить этот гордый девиз.
Теперь же нас больше нет здесь, где, может быть, никто нас, еще живущих, уже не числит в мире живых. Да это и не удивительно: как счесть живым того, кого ты не видишь, да и вестей о нем не получаешь - а сюда из тех мест, где мы теперь, не дойдут никакие вести.
Что же, ничто в смертных землях не вечно. Только, может быть, сны и память? Пусть хотя бы они донесут миру весть - мы были.


***
Collapse )

Collapse )
lopata

Где вы берете...

...такую траву? Нет, про траву все-таки вопрос сложный и долгий, а вот схему генеральских эполет, коллеги, надо брать в Институте археологии. Прямо напротив нашего архива.

Дело в том, что пару лет назад наш новостроечный отдел копал в Орле, в усыпальнице Ермоловых в местном соборе. И если погребения отца и сына Алексея Петровича сохранились в целом неплохо, хватило даже на реконструкцию по черепу, то от него самого лучше всего уцелели фрагменты мундира, в том числе генеральские эполеты. Вот их и изучили подробно. И теперь, когда около входа в архив развесили очередную порцию информационных щитов про всякие достижения Института, схему можно непосредственно наблюдать и использовать.

Collapse )
polden

Тульчин. "Обитель свободных и добродетельных".

...почти из серии "я просто положу это тут". Но совсем просто все-таки не выйдет.

Суть дела. О Тульчине времен "полдня лучезарного". Кусок из путевых заметок, краткий, без изысков, тем и ценный. Человек поет, что видит - и мы видим с ним.

Collapse )

Но, в общем, хватит болтать, пусть Гераков болтает.


Гавриил Гераков “Продолжение путевых записок по многим российским губерниям, 1820-го и начала 1821-го”
Петроград (sic!), 1830.
с. 78-81.

12-е Октября. Тульчин. Проехав Ольгополь утром, в 6 часов въехали в Тульчин и прямо к Павлу Дмитриевичу Киселеву, который радушно принял нас. Collapse )

Collapse )

* Записки изданы 10 лет спустя после путешествия. При упоминании офицеров штаба тут практически нет "неудобных" фамилий (Трубецкой - не тот, Бурцев уже геройски погиб на Кавказе, а Аврамова-Абрамова могли просто и не осознать как "неудобного"). Зато "генерал-интендант" без фамилии - а ведь это явный Юшневский, и при госпитале никто не упомянут, а там есть, конечно, не только Вольф, но и Вольф там есть... Так что даже жаль, что и не узнаешь, какие еще из "непечатных" фамилий запомнились Геракову по осени 1820го... А то они все там. Павел - еще, Барятинский - уже, Басаргин, Ивашев, Фаленберг - и даже квартирмейстерская молодежь, кажется, уже в наличии (хоть отчасти). Эти чинные и дельные офицеры, обедающие у Киселева - это И они тоже.


...ну, и - мыше-результат прочтения.


Collapse )

P.S. ...тот дворец, где сидит Киселев и штаб - Малый дворец Потоцких - кажется, никто из нас пока картинкой здесь не показал, это безобразие, смотрите сюда, - где теперь сидит ветеринарный техникум, а перед ним стоит в золотой краске бюстик большого ветеринара Суворова...
Впрочем, на снимок не влезло правое крыло - а зря. Не сказать, что в смысле архитектуры оно сильно отличается от левого;-), но... как бы это культурно выразиться. Глюки Ненаучные выкладки и ощущения наши как-то сходятся именно на нем, как на рабочем месте тех самых молодых людей...

А вот с дворцом, на котором герб, все гораздо лучше - его подробно показала Любелия здесь, посмотрите!

UPD. А потом пришла Любелия и исправила безобразие - вот и Малый дворец:
http://lubelia.livejournal.com/1158225.html